Сегодня практически каждый представитель велоиндустрии имеет соцсети – чтобы общаться с аудиторией, делиться новостями веломира и, конечно, продвигать свои товары и услуги. Интересно, что более 130 лет назад схема была та же, однако вместо интернет-площадок использовали печатные журналы.
Многие спортивные журналы царской России жили за счёт рекламы того или иного предприятия, однако это не мешало им заниматься популяризацией технических видов спорта и, как тогда говорили, «усовершенствованных способов передвижения».
Первой ласточкой в этом деле стал московский журнал «Велосипед и речной яхт-клуб», который выходил с 1892 по 1895 год. За 4 рубля в год подписчики получали 3 свежих номера в месяц. На его страницах можно было узнать не только о велоспорте, но и об атлетике, борьбе и технических видах спорта - парусном, гребном, коньковом и только зарождавшемся автомобильном. Современникам такой контент был по душе. За время своего существования журнал дважды менял название - сначала на «Велосипедист», а затем на «Велосипедный спорт».
Почти одновременно с ним в Северной столице появился журнал «Велосипед». Подписчики платили 5 рублей в год, зато получали новый выпуск каждую неделю. Там были разделы о технических новшествах, путешествиях и поездках, о спортивных соревнованиях и рекордах, о биографиях, о велосипедной беллетристике.
Однако, постепенно журнал потерял доверие читателей. Дело в том, что при редакции открылся магазин американских велосипедов CRESCENT, что очень сильно отразилось на рекламной составляющей журнала. Читать от номера к номеру о велосипедах не самого лучшего качества подписчики были не готовы. В 1898 году журнал закрылся.
Кроме него в Петербурге выходил иллюстрированный журнал самокатного дела «Самокатъ», который быстро завоевал популярность в среде велосипедистов и спортсменов. Он издавался при магазине велосипедов и спортивных принадлежностей Александра Орловского, большого поклонника спорта. Кстати, предприниматель был одновременно и редактором «Самоката».
В этом случае коммерческие интересы не отразились на объективности статей, как это произошло с журналом «Велосипед». Интересно, что издания конкурировали между собой и даже вели форменную войну, дискредитируя друг друга разоблачительными статьями, едкими фельетонами и прочим словесным оружием того времени.
«Самокатъ» был особенно хорош разделами хроники и техники, поскольку семейство Орловских увлекалось всеми входящими в моду транспортными средствами. Так, с появлением моторных экипажей Орловские выпускают под своей редакцией несколько книг и увеличивают количество статей на эту тему в своём журнале. В результате в 1902 году «Самокат» становится «Еженедельным иллюстрированным журналом всех видов спорта и усовершенствованных способов передвижения», а в 1907-м – журналом «Автомобильное дело».
С середины 1895-го в Москве стал выходить иллюстрированный велосипедный журнал «Циклист». От петербургских изданий его отличало обилие рисунков на околовелосипедные темы. Годовая подписка стоила 5 рублей, а читатель получал 50 журналов в год. Спустя несколько лет редакция решила попробовать выпускать журнал каждый день кроме праздников. Однако долго удерживать такой темп она не смогла – материалы стали менее интересны и информативны, и всё вернулось на круги своя.
В 1899 году благодаря Обществу велосипедистов-туристов появляется журнал «Русский турист». В отличие от других изданий он выходил раз в месяц. На его страницах можно было узнать о путешествиях пешком, на велосипеде, автомобиле, поезде и других видах транспорта. В журнале печатались отчеты о путешествиях, схемы, карты и фотографии достопримечательностей.