Дмитрий Макаров, автор канала «Велоретро СССР» представил на выставке Велокульт коллекцию спортивных велосипедов производства Харьковского велосипедного завода.
Трековый велосипед Харьковского велосипедного завода «Квант»
Модель «Квант» разработана совместно с инженерами ЦКТБ Вело, делавшими на тот момент велосипеды высокого класса «Тахион». Инициатива о разработке такого велосипеда поступила из Министерства автомобильной промышленности. Результатом стала модель, частично унифицированная с уже выпускавшимися на тот момент велосипедами из итальянских труб Columbus. Также устанавливались комплектующие ЦКТБ, такие как вынос руля и система шатунов.
Велосипед предназначен для выступления на международных и всесоюзных соревнованиях.
Модель «Квант» разработана совместно с инженерами ЦКТБ Вело, делавшими на тот момент велосипеды высокого класса «Тахион». Инициатива о разработке такого велосипеда поступила из Министерства автомобильной промышленности. Результатом стала модель, частично унифицированная с уже выпускавшимися на тот момент велосипедами из итальянских труб Columbus. Также устанавливались комплектующие ЦКТБ, такие как вынос руля и система шатунов.
Велосипед предназначен для выступления на международных и всесоюзных соревнованиях.
Шоссейный велосипед Харьковского велосипедного завода «Чемпион» В-551
Велосипед выпускался с 1957 по 1963 год. С этой модели началось массовое производство шоссейных велосипедов в СССР. Они впервые начали поступать в свободную продажу. Также в этот период расширялся модельный ряд завода. Всё это способствовало популяризации велосипедного спорта. С годами модель претерпевала изменения в декоре и дизайне переключателей. Данный велосипед 1962 года выпуска.
Велосипед выпускался с 1957 по 1963 год. С этой модели началось массовое производство шоссейных велосипедов в СССР. Они впервые начали поступать в свободную продажу. Также в этот период расширялся модельный ряд завода. Всё это способствовало популяризации велосипедного спорта. С годами модель претерпевала изменения в декоре и дизайне переключателей. Данный велосипед 1962 года выпуска.
Трековый велосипед Харьковского велосипедного завода «Спринт» В-67
Трековый велосипед высокого класса, сделанный из английских труб Reynolds. Модель выпускалась с 1961 по 1983 год. С неё на Харьковском заводе началась история «спецзаказов», то есть велосипедов высокого класса, сделанных для нужд велосипедных клубов специально под перспективных гонщиков. В последствии модель менялась, к началу семидесятых производство перешло на отечественные трубы Никопольского завода. Также менялась геометрия велосипеда. В отличие от массовых моделей, эта выпускалась в шести разных размерах от 520 мм до 620 мм высоты переднего треугольника. Производство таких велосипедов всегда было мелкосерийным. Данный велосипед 1970-го года выпуска.
Трековый велосипед высокого класса, сделанный из английских труб Reynolds. Модель выпускалась с 1961 по 1983 год. С неё на Харьковском заводе началась история «спецзаказов», то есть велосипедов высокого класса, сделанных для нужд велосипедных клубов специально под перспективных гонщиков. В последствии модель менялась, к началу семидесятых производство перешло на отечественные трубы Никопольского завода. Также менялась геометрия велосипеда. В отличие от массовых моделей, эта выпускалась в шести разных размерах от 520 мм до 620 мм высоты переднего треугольника. Производство таких велосипедов всегда было мелкосерийным. Данный велосипед 1970-го года выпуска.
Рогатка. Шоссейный велосипед для раздельных стартов «Спорт» В-552ИА
Велосипед выпускался с 1984 по 1991 год. Это была удешевлённая версия велосипеда «Тахион аэро». Комплектация соответствует аналогичным велосипедам «Спорт» для групповых гонок того периода, однако имеет собственный руль и геометрию рамы. Такие велосипеды применялись для тренировок в спортивных сообществах. Позднее такая конфигурация велосипеда была запрещена к эксплуатации FIA.
Велосипед выпускался с 1984 по 1991 год. Это была удешевлённая версия велосипеда «Тахион аэро». Комплектация соответствует аналогичным велосипедам «Спорт» для групповых гонок того периода, однако имеет собственный руль и геометрию рамы. Такие велосипеды применялись для тренировок в спортивных сообществах. Позднее такая конфигурация велосипеда была запрещена к эксплуатации FIA.
Спортивно-туристический велосипед Харьковского завода «Спорт» В-541
Велосипед выпускался с 1958 по 1971 год. Здесь впервые применены алюминиевые обода под камерные колёса. Велосипед оснащён 4-х скоростной шоссейной трансмиссией. Колесные втулки унифицированы с шоссейными моделями. Ранние модели велосипеда имели быстросьёмные крылья. Вместо колёсных гаек используются быстросьёмные барашки. Всё это даёт возможность быстро переоборудовать велосипед из туристического с камерными колесами в шоссейный с колесами на трубках, без каких-либо изменений конструкции и применения инструмента. Такая компоновка была сделана для максимальной универсальности модели. На протяжении выпуска модель сильно менялась. Изначально рама велосипеда была собрана на трубах и узлах от шоссейной модели «Чемпион», но имела свою геометрию. С 1965-го года раму унифицировали с более дешёвой моделью «Спутник».
Данный велосипед раннего выпуска. Оснащён трубчатыми колёсами для велокросса и специально модернизированным рулём для этой дисциплины.
Велосипед выпускался с 1958 по 1971 год. Здесь впервые применены алюминиевые обода под камерные колёса. Велосипед оснащён 4-х скоростной шоссейной трансмиссией. Колесные втулки унифицированы с шоссейными моделями. Ранние модели велосипеда имели быстросьёмные крылья. Вместо колёсных гаек используются быстросьёмные барашки. Всё это даёт возможность быстро переоборудовать велосипед из туристического с камерными колесами в шоссейный с колесами на трубках, без каких-либо изменений конструкции и применения инструмента. Такая компоновка была сделана для максимальной универсальности модели. На протяжении выпуска модель сильно менялась. Изначально рама велосипеда была собрана на трубах и узлах от шоссейной модели «Чемпион», но имела свою геометрию. С 1965-го года раму унифицировали с более дешёвой моделью «Спутник».
Данный велосипед раннего выпуска. Оснащён трубчатыми колёсами для велокросса и специально модернизированным рулём для этой дисциплины.
Трековый велосипед Харьковского велосипедного завода «Рекорд» В-62
Данная модель была разработана группой конструкторов под руководством Кирилла Степановича Гладкого в 1948 году. Велосипед выпускался до 1953 года. Это первая послевоенная модель трекового велосипеда в СССР. Он не поступал в свободную продажу, а распространялся среди спортивных коллективов. Геометрия этой модели отличается от последующих версий более длинной колесной базой и более низким расположением кареточного узла. Это связанно с геометрией велотреков 50-х годов. В отличие от современных они более плоские и длинные, также часто имели огрехи в покрытии. Трековые велосипеды не имеют в своей конструкции тормозов. Однако на данном велосипеде они были установлены уже позднее, в спортшколе. Такую доработку иногда применяли по двум причинам. Во-первых, в начале летнего сезона обычно проводились шоссейные тренировки на трековых велосипедах с прямой передачей. Это помогало спортсменам «вкатится» в интенсивные тренировки летнего сезона. А во-вторых, часто спортсмены ездили «своим ходом» по дорогам общего пользования от места проживания на спортивных сборах до велотрека.
Данная модель была разработана группой конструкторов под руководством Кирилла Степановича Гладкого в 1948 году. Велосипед выпускался до 1953 года. Это первая послевоенная модель трекового велосипеда в СССР. Он не поступал в свободную продажу, а распространялся среди спортивных коллективов. Геометрия этой модели отличается от последующих версий более длинной колесной базой и более низким расположением кареточного узла. Это связанно с геометрией велотреков 50-х годов. В отличие от современных они более плоские и длинные, также часто имели огрехи в покрытии. Трековые велосипеды не имеют в своей конструкции тормозов. Однако на данном велосипеде они были установлены уже позднее, в спортшколе. Такую доработку иногда применяли по двум причинам. Во-первых, в начале летнего сезона обычно проводились шоссейные тренировки на трековых велосипедах с прямой передачей. Это помогало спортсменам «вкатится» в интенсивные тренировки летнего сезона. А во-вторых, часто спортсмены ездили «своим ходом» по дорогам общего пользования от места проживания на спортивных сборах до велотрека.
Шоссейный велосипед Харьковского велозавода «Харьков» В-53.
Это первый послевоенный шоссейный велосипед в СССР. Разработан коллективом конструкторов во главе с Кириллом Степановичем Гладким в 1948 году. Выпускался до 1954 года. Модель имеет как заимствованные решения немецкого велосипеда Diamant 67, так и собственные наработки. Кирилл Степанович принимал участие в обследовании завода Diamant в 1945-1946 годах в составе группы главмотовелопрома. Таким образом были переняты производственные технологии и некоторые конструкторские решения.
Сам Кирилл Степанович был не только инженером, но и опытным велогонщиком. Эти велосипеды распространялись по спортивным коллективам и не поступали в свободную продажу. Обратите внимание на конструкцию заднего переключателя. Это собственная разработка харьковчан. Переключатель не имеет возвратной пружины, а в обе стороны приводится в движение тросом. Имеет один направляющий ролик, а цепь перекидывает металлической рамкой. Такая конструкция была значительно проще в изготовлении чем то, что делал немецкий производитель.
Это первый послевоенный шоссейный велосипед в СССР. Разработан коллективом конструкторов во главе с Кириллом Степановичем Гладким в 1948 году. Выпускался до 1954 года. Модель имеет как заимствованные решения немецкого велосипеда Diamant 67, так и собственные наработки. Кирилл Степанович принимал участие в обследовании завода Diamant в 1945-1946 годах в составе группы главмотовелопрома. Таким образом были переняты производственные технологии и некоторые конструкторские решения.
Сам Кирилл Степанович был не только инженером, но и опытным велогонщиком. Эти велосипеды распространялись по спортивным коллективам и не поступали в свободную продажу. Обратите внимание на конструкцию заднего переключателя. Это собственная разработка харьковчан. Переключатель не имеет возвратной пружины, а в обе стороны приводится в движение тросом. Имеет один направляющий ролик, а цепь перекидывает металлической рамкой. Такая конструкция была значительно проще в изготовлении чем то, что делал немецкий производитель.
Спортивно-туристический велосипед Харьковского вело завода «Турист» В-31.
Модель разработана коллективом конструкторов под руководством Кирилла Степановича Гладкого в 1948 году. Велосипед имеет одну передачу и ручные тормоза. Также параллельно разрабатывался велосипед с трёхскоростной трансмиссией модели В-32. Это самые первые туристические модели Харьковского завода. Выпуск данного велосипеда продлился до 1953-го года.
Модель разработана коллективом конструкторов под руководством Кирилла Степановича Гладкого в 1948 году. Велосипед имеет одну передачу и ручные тормоза. Также параллельно разрабатывался велосипед с трёхскоростной трансмиссией модели В-32. Это самые первые туристические модели Харьковского завода. Выпуск данного велосипеда продлился до 1953-го года.
Велосипед для спортивной дисциплины BMX race «Samoylov».
Изготовлен механиком сборной СССР и основателем собственной компании по производству велосипедных рам Юрием Петровичем Самойловым в 1993 году. Заказчиком был Валерий Павлович Никифоров, основатель первого московского BMX клуба «Диокл». За основу взят американский BMX компании Sky Way, который Валерий Павлович привёз из поездки в Данию. Всего было изготовлено 15 экземпляров, 10 из которых были переданы в «Диокл», остальные поступили в свободную продажу.
Используются трубы Никопольского завода. Узкие шины использовались на асфальтовых треках, также могли быть установлены широкие шины с протектором для гравийных трасс.
Изготовлен механиком сборной СССР и основателем собственной компании по производству велосипедных рам Юрием Петровичем Самойловым в 1993 году. Заказчиком был Валерий Павлович Никифоров, основатель первого московского BMX клуба «Диокл». За основу взят американский BMX компании Sky Way, который Валерий Павлович привёз из поездки в Данию. Всего было изготовлено 15 экземпляров, 10 из которых были переданы в «Диокл», остальные поступили в свободную продажу.
Используются трубы Никопольского завода. Узкие шины использовались на асфальтовых треках, также могли быть установлены широкие шины с протектором для гравийных трасс.
Автор описаний Дмитрий Макаров
YouTube-канал «Велоретро СССР»