Новости выставки «Велокульт»

Уникальная коллекция спортивных велосипедов XX века на «Велокульте»

Дмитрий Макаров, автор канала «Велоретро СССР» представил на выставке Велокульт коллекцию спортивных велосипедов производства Харьковского велосипедного завода.
Трековый велосипед Харьковского велосипедного завода «Квант»

Модель «Квант» разработана совместно с инженерами ЦКТБ Вело, делавшими на тот момент велосипеды высокого класса «Тахион». Инициатива о разработке такого велосипеда поступила из Министерства автомобильной промышленности. Результатом стала модель, частично унифицированная с уже выпускавшимися на тот момент велосипедами из итальянских труб Columbus. Также устанавливались комплектующие ЦКТБ, такие как вынос руля и система шатунов.

Велосипед предназначен для выступления на международных и всесоюзных соревнованиях.
Шоссейный велосипед Харьковского велосипедного завода «Чемпион» В-551

Велосипед выпускался с 1957 по 1963 год. С этой модели началось массовое производство шоссейных велосипедов в СССР. Они впервые начали поступать в свободную продажу. Также в этот период расширялся модельный ряд завода. Всё это способствовало популяризации велосипедного спорта. С годами модель претерпевала изменения в декоре и дизайне переключателей. Данный велосипед 1962 года выпуска.
«Чемпион» В-551
Трековый велосипед Харьковского велосипедного завода «Спринт» В-67

Трековый велосипед высокого класса, сделанный из английских труб Reynolds. Модель выпускалась с 1961 по 1983 год. С неё на Харьковском заводе началась история «спецзаказов», то есть велосипедов высокого класса, сделанных для нужд велосипедных клубов специально под перспективных гонщиков. В последствии модель менялась, к началу семидесятых производство перешло на отечественные трубы Никопольского завода. Также менялась геометрия велосипеда. В отличие от массовых моделей, эта выпускалась в шести разных размерах от 520 мм до 620 мм высоты переднего треугольника. Производство таких велосипедов всегда было мелкосерийным. Данный велосипед 1970-го года выпуска.
«Спринт» В-67
Рогатка. Шоссейный велосипед для раздельных стартов «Спорт» В-552ИА

Велосипед выпускался с 1984 по 1991 год. Это была удешевлённая версия велосипеда «Тахион аэро». Комплектация соответствует аналогичным велосипедам «Спорт» для групповых гонок того периода, однако имеет собственный руль и геометрию рамы. Такие велосипеды применялись для тренировок в спортивных сообществах. Позднее такая конфигурация велосипеда была запрещена к эксплуатации FIA.
«Спорт» В-552ИА
Спортивно-туристический велосипед Харьковского завода «Спорт» В-541

Велосипед выпускался с 1958 по 1971 год. Здесь впервые применены алюминиевые обода под камерные колёса. Велосипед оснащён 4-х скоростной шоссейной трансмиссией. Колесные втулки унифицированы с шоссейными моделями. Ранние модели велосипеда имели быстросьёмные крылья. Вместо колёсных гаек используются быстросьёмные барашки. Всё это даёт возможность быстро переоборудовать велосипед из туристического с камерными колесами в шоссейный с колесами на трубках, без каких-либо изменений конструкции и применения инструмента. Такая компоновка была сделана для максимальной универсальности модели. На протяжении выпуска модель сильно менялась. Изначально рама велосипеда была собрана на трубах и узлах от шоссейной модели «Чемпион», но имела свою геометрию. С 1965-го года раму унифицировали с более дешёвой моделью «Спутник».

Данный велосипед раннего выпуска. Оснащён трубчатыми колёсами для велокросса и специально модернизированным рулём для этой дисциплины.
«Спорт» В-541
Трековый велосипед Харьковского велосипедного завода «Рекорд» В-62

Данная модель была разработана группой конструкторов под руководством Кирилла Степановича Гладкого в 1948 году. Велосипед выпускался до 1953 года. Это первая послевоенная модель трекового велосипеда в СССР. Он не поступал в свободную продажу, а распространялся среди спортивных коллективов. Геометрия этой модели отличается от последующих версий более длинной колесной базой и более низким расположением кареточного узла. Это связанно с геометрией велотреков 50-х годов. В отличие от современных они более плоские и длинные, также часто имели огрехи в покрытии. Трековые велосипеды не имеют в своей конструкции тормозов. Однако на данном велосипеде они были установлены уже позднее, в спортшколе. Такую доработку иногда применяли по двум причинам. Во-первых, в начале летнего сезона обычно проводились шоссейные тренировки на трековых велосипедах с прямой передачей. Это помогало спортсменам «вкатится» в интенсивные тренировки летнего сезона. А во-вторых, часто спортсмены ездили «своим ходом» по дорогам общего пользования от места проживания на спортивных сборах до велотрека.
«Рекорд» В-62
Шоссейный велосипед Харьковского велозавода «Харьков» В-53.

Это первый послевоенный шоссейный велосипед в СССР. Разработан коллективом конструкторов во главе с Кириллом Степановичем Гладким в 1948 году. Выпускался до 1954 года. Модель имеет как заимствованные решения немецкого велосипеда Diamant 67, так и собственные наработки. Кирилл Степанович принимал участие в обследовании завода Diamant в 1945-1946 годах в составе группы главмотовелопрома. Таким образом были переняты производственные технологии и некоторые конструкторские решения.

Сам Кирилл Степанович был не только инженером, но и опытным велогонщиком. Эти велосипеды распространялись по спортивным коллективам и не поступали в свободную продажу. Обратите внимание на конструкцию заднего переключателя. Это собственная разработка харьковчан. Переключатель не имеет возвратной пружины, а в обе стороны приводится в движение тросом. Имеет один направляющий ролик, а цепь перекидывает металлической рамкой. Такая конструкция была значительно проще в изготовлении чем то, что делал немецкий производитель.
«Харьков» В-53
Спортивно-туристический велосипед Харьковского вело завода «Турист» В-31.

Модель разработана коллективом конструкторов под руководством Кирилла Степановича Гладкого в 1948 году. Велосипед имеет одну передачу и ручные тормоза. Также параллельно разрабатывался велосипед с трёхскоростной трансмиссией модели В-32. Это самые первые туристические модели Харьковского завода. Выпуск данного велосипеда продлился до 1953-го года.
«Турист» В-31
Велосипед для спортивной дисциплины BMX race «Samoylov».

Изготовлен механиком сборной СССР и основателем собственной компании по производству велосипедных рам Юрием Петровичем Самойловым в 1993 году. Заказчиком был Валерий Павлович Никифоров, основатель первого московского BMX клуба «Диокл». За основу взят американский BMX компании Sky Way, который Валерий Павлович привёз из поездки в Данию. Всего было изготовлено 15 экземпляров, 10 из которых были переданы в «Диокл», остальные поступили в свободную продажу.

Используются трубы Никопольского завода. Узкие шины использовались на асфальтовых треках, также могли быть установлены широкие шины с протектором для гравийных трасс.
Автор описаний Дмитрий Макаров
Made on
Tilda