Велохаб: всё самое интересное из мира вело

Легендарный критериум 95-го года в Москве

Москва, лето 1995. В Чечне продолжается война, но жизнь в столице идет своим чередом. Застройка районов Бутово, закладка фундаментов первых небоскребов Москва-Сити, где поблизости строится крытый мост “Багратион”. У Красной площади кипит работа: разрыта Манежная площадь, торговый центр рождается в толще земли; реставрируется Третьяковка, на храм Христа Спасителя водружают огромный, сверкающий золотом, купол.

Столица прихорашивалась так, словно проблем своего времени не существовало. Герои этой заметки, спортсмены и мечтатели, были уверены, что хорошенькая гонка никому еще не сделала хуже — и потому привезли на один день в Москву всех звёздных гонщиков мира.



Жан-Мари Леблан — бывший шоссейный велогонщик и директор французского «Тур де Франс». Ему было тесно в рамках сложившихся традиций, и он считал, что границы вредят «Большой петле». Валерий Сысоев — велосипедист и тренер, председатель Комитета по физической культуре РФ. Ему было тесно в рамках национальных соревнований, и он работал над организацией чемпионата Европы, готовился привезти в Москву чемпионат мира в 1998 году. Их пути пересеклись в 1993 году, когда во время интервью по итогам завершившейся многодневной гонки «Тур де Франс» Сысоев задал Леблану прямой вопрос: а почему бы не провести пролог «Тура» в Москве? Ну хотя бы в честь 50-летия Победы. Идея была принята с восторгом — и тут же породила следующие, например, гонку Москва-Париж. Но все они упирались в международный календарь соревнований, жесткий и недвижимый.

Даже по примерным подсчетам на организацию полноценного этапа «Тур де Франс» понадобилось бы около 5 лет подготовки, а о заезде через Европу и говорить не приходилось: вопросы спонсорства, поддержки, организации и логистики делали эту затею больше мечтой, нежели целью. Леблану нужно было что-то не слишком масштабное, чтобы можно было выкроить время в плотном календаре сезона и позвать всех тех, кто участвует в «Тур де Франс», а Сысоеву нужно было предложить что-то достаточно статусное и престижное, чтобы спортсмены и французская сторона на это согласились. Среди всех возможных вариантов формата гонки стартовым гонгом звенел лишь один — критериум.



Критериум — это то, от чего сердце любого велогонщика начинает биться быстрее. Это темп, который держится все время соревнования; это плотный пелотон, растягивающийся длинной цепочкой на каждом повороте, рывки на финишной прямой, а также постоянный, непрерывный анализ происходящего вокруг, чтобы не пропустить коварную атаку притаившегося противника. Добавьте к этому массовый старт и промежуточные финиши через определенное количество кругов с призовыми очками, и получите гонку, во время которой спортсмены выкладываются по-максимуму и каждый рвет так, словно после финиша ему заменят ноги на новые. Критериум — квинтэссенция велогонки как для участников, так и для зрителей.

Организованная в столице гонка Masters Criterium Moscou 95 была хороша всем и точно подходила для задуманного. Маршрут вокруг Красной площади с маленькой петлей вокруг собора Василия Блаженного выглядел роскошно — большинство профи согласились сорваться в Россию по зову Леблана (и, очевидно, ради 100 000 франков призового фонда).



Триумфаторы проехали по Елисейским полям в финальном этапе «Тур де Франс» 23 июля, а уже 28 июля в Шереметьево-2 приземлился самолет с главными действующими лицами Masters Criterium Moscou 95: атлетами, менеджерами, техническим персоналом. Сысоев при поддержке администрации города решили все бюрократические вопросы одни широким жестом: пограничники поставили штемпели прямо в самолете, чтобы никто не терял ни минуты отдыха, и на автобусах повезли по ночной Москве. Гости в восторге, Сысоев и все московские велолюбители на седьмом небе от счастья. На следующий день более ста велогонщиков собрались на стартовой решетке на главной площади страны у громады древнего собора. В прессе гонку без стыда назвали 21-м этапом «Тур де Франс». Мэр столицы, Юрий Лужков, дал старт гонке, выстрелив из пистолета, и сотня спортсменов сорвалась с места под рев толпы.

В этой гонке сильнейшими считались Мигель Индурайн (Испания), пятый раз победивший в общем зачете «Тура», молодой чемпион мира Лэнс Армстронг (США), титулованный Тони Ромингер (Швейцария), сильнейший российский гонщик Вячеслав Екимов. Ни для кого из участников дистанция критериума не была проблемой: полная дистанция гонки составляла всего 116,6 км — это 22 круга по 5300 метров каждый — для профи уровня «Большой петли» это было хорошей нагрузкой выходного дня. Почти три часа гонщики круг за кругом очерчивали маршрут вокруг Красной площади, проезжали прямые по городскому асфальту, а перед финишной чертой съезжали на самый сложный и коварный участок трассы — брусчатку. Другое дорожное покрытие заставляло менять темп и полностью концентрироваться на петле.


«Уже на полдороге к Васильевскому Спуску, на Лубянке Индурайн был впереди своих партнёров по отрыву метров на 100. Это означало, что именно там велокороль обеспечил себе победу. Когда испанец показался на подъёме к Красной площади, раздался тысячеголосый зрительский рёв. Спустя 11 секунд приехал Екимов, ещё через три — Армстронг. Символическое трио!»


Брызги шампанского, награждение в лучших традициях международных соревнований, завершение полуторачасовой трансляции для Европы — все это осталось в памяти участников и организаторов, но, несмотря на заверения Леблана, брошенные семена не дали ростков. Проведенная гонка такого масштаба осталась единственной в своем роде и более никогда не проводилась. Проект оказался убыточным и затраты не окупились, а с ходом времени заинтересованные в продолжении проекта лица и компании один за одним уходили из велосипедного мира или же разрывали старые договоренности.



В последние годы российские организаторы предпринимали попытки повторить масштабную городскую гонку. Пока ближе всех по формату — критериум в рамках выставки «Велокульт», собираюший сотню гонщиков из России. Но всё-таки чтобы назваться 21-м этапом «Тур де Франс» современному российскому велосообществу предстоит много работы — и мы верим в потенциал нашего веломира!

Приходите 31 марта - 2 апреля на выставку «Велокульт 2023», чтобы поддержать индустрию, познакомиться с разнообразием велосипедного мира, увидеть трюки и велогонки!
Made on
Tilda